Как определить данное и новое

Портал образования

Автор: Шейкина Людмила Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ «СОШ № 2»
Населённый пункт: ст. Тбилисская Краснодарского края
Наименование материала: мультимедийная презентация
Тема: «Данное и новое в тексте. Способы связи предложений в тексте»
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: полное образование

ДАННОЕ и НОВОЕ в тексте.

Способы связи предложений в тексте.

Связь предложений в тексте

– это прежде всего связь

Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями

великого человека есть наука замечательная.

В предложении обычно выделяются ДВЕ ЧАСТИ:

Самая большая цель жизни –

увеличивать добро в окружающем

нас. А добро – это прежде всего

счастье для всех людей. Оно

слагается из многого, и каждый раз

жизнь ставит перед человеком

задачу, которую важно уметь решать.

Рассмотрим схему строения текста

ЦЕПНАЯ – это такая связь предложений в тексте, при которой

мысль развивается как бы по цепочке:

Что такое счастье? Соучастье в добрых человеческих

Какая вообще задача у литературы , у искусства? Задача –

запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то,

что есть в человеке наилучшего, красивого, честного,

при помощи лексических и

морфологических средств связи,

только предложения, но и смысловые части текста.

При ЦЕПНОЙ связи предложений в тексте используются

следующие лексические средства связи:

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.

Огонь этот жжёт, греет, освещает (Л.Толстой)

Имена героев Великой Отечественной для нас

святы. Вспоминая поимённо каждого, мы отдаём им дань уважения к их

За свою жизнь И.К.Айвазовский написал около

шести тысяч морских пейзажей. Его картины есть почти во всех музеях

мира. (О. Туберовская). Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста.

Талант его необычен и являл себя особенным блеском, когда выступал

Андроников не в большом зале. а в комнате перед двумя-тремя…

Синонимы текстовые (контекстные):

Наша память хранит с

малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет

собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров,

полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников

жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин. (А.Блок)

У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на

все времена. (А.Лиханов)

Кроме лексических, есть МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ средства связи

предложений в тексте:

Точность и краткость – вот первые

достоинства прозы. Они требуют мыслей и мыслей – без

них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)

Мы читаем у Пушкина стихи гладкие, такие

простые, и нам кажется, что у него

и вылилось это в

такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда

для того, чтобы вышло

просто и гладко. (Л.Толстой)

Всякий великий писатель оставляет за собой школу.

И Пушкин оставил школу и последователей. (А.Островский)

Практическая работа: укажите средства связи

предложений в тексте и способы связи частей текста

… 1) У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. 2)Он

входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.

3)Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще

слушать чтение, чем читать самому. 4)Со слуха я знал его «Сказку о царе

Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения

Онегина», «Жениха». 5)Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в

жизни самостоятельно прочитанной книгой. 6)Я помню формат книги, её

запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со

7)Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл

до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и

это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической

силы, изошедшей от пушкинской страницы. 8)С того вечера я стал

читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте

В текстах с ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ все предложения, начиная со второго,

конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении:

Тёплый, солнечный день.

Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.

Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ связь предложений в тексте может быть особо

подчёркнута, усилена их одинаковым началом или одинаковым

нескольких соседних предложений

Вы думаете, павшие молчат.

, когда покой, когда

Конечно, да, вы скажете.

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

, пока ещё стучат,

И памятники дышат, как живые.

Сердца живых и осязают нервы.

и будят нас, живых,

не где-нибудь, а в нас,

Невидимыми, чуткими руками.

За нас кричат, особенно ночами,

хотят, чтоб памятником их

Когда стоит бессонница у глаз

Была земля с пятью материками.

И прошлое толпится за плечами.

(Е.Исаев. «Суд памяти»)

Одинаковая КОНЦОВКА нескольких соседних предложений

Самое лучшее и дорогое –

Горе твоё – это наше горе ,

Правда твоя – это наша правда ,

Слава твоя – это наша слава,

Иногда АНАФОРА и ЭПИФОРА используются в одном тексте

для придания ему ещё большей выразительности:

детство, как вода,

детство, но в наследство

Остаётся людям песня детства,

юность, как река,

То, что утекает, не вернётся.

От неё лишь подвиг остаётся,

Практическая работа: укажите средства связи

предложений в тексте и способы связи частей текста.

1)Доброта, терпимость, взаимное прощение обид

переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря

Читать еще:  Как определить на кого учиться

на семейную многочисленность. 2)Ругань, зависть,

своекорыстие не только считались грехом. 3)Они просто

лично невыгодны для любого члена семьи.

4)Любовь и согласие между родственниками давали начало

любви за пределами дома. 5)От человека, не любящего и не

уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к

другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду.

Презентация на тему: Как связываются предложения в тексте «Данное» и «новое» в предложениях

Тема урока Как связываются предложения в тексте «Данное» и «новое» в предложениях

ЦЕЛЬ: Повторить изученные понятия “текст, тема текста, основная мысль текста”. Закрепить на практике умение разграничивать способы связи предложений в тексте: последовательную и параллельную. Уметь определять “данное” и “новое” в тексте.

Найдите неверные утверждения Текст – это высказывание на определенную тему. В тексте есть основная мысль. К тексту можно подобрать заголовок. В тексте может быть нарушен порядок предложений. Текст может быть большим и маленьким. В тексте все предложения не связаны между собой грамматически. В тексте есть смысл.

Проверим себя! В тексте может быть нарушен порядок предложений. В тексте все предложения не связаны между собой грамматически.

Тема текста Тема текста – это о чём или о ком говорится в тексте. Основная мысль текста Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.

какой из предложенных вариантов является текстом и почему 1) Чем выше луна, тем приливы сильнее. 2) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь. 3) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.

Определите тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца» Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.

Тема Дети войны. Основная мысль Дружба помогла ребятам пережить все трудности.

За счет чего обеспечивается развитие основной мысли? Каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то новую информацию. Отталкиваясь от “данного”, сообщается «новое”.

«Данное» Служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется часть предыдущего высказывания. В первом предложении текста «данного» нет. “Новое” Содержит основное сообщение. Выделяется логическим ударением. Обычно находится в конце предложения.

Задание Определите «данное» и «новое» в тексте Пришла весна. Но не хочет уступать и сдаваться зима. Еще кругом лежит снег, и стоит на реках лед. А в воздухе уже чувствуется приближение весны.

способ связи предложений в тексте Последовательный Параллельный средства связи предложений в тексте прямой повтор; синонимы; союзы; местоимения.

Параллельная связь В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (К. Паустовский). Последовательная (цепная) связь Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке» (А. Митта)

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (К. Паустовский).

Однажды Коля заболел и лежал в кровати. Кровать поставили к окну. Неожиданно в окне Коля увидел красный шар. А на шарике была нарисована рожица. («Шар в окошке» (А. Митта)

Домашнее задание 1.Выучить материал параграфа 85. 2. Выполнить упражнение 654

Презентацию выполнила Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы 21.03.2012г

Тема урока «Текст. Тема текста. Способы связи предложений в тексте»

ЦЕЛЬ:

    Повторить изученные понятия “текст, тема текста, основная мысль текста”.
  • Закрепить на практике умение разграничивать способы связи предложений в тексте: последовательную и параллельную, анализируя предложение с точки зрения смысловых и грамматических способов связи.
  • Уметь определять “данное” и “новое” в тексте.
  • Формирование навыка построения схем текста.

Отработка всех полученных умений и навыков на примерах.

ТИП УРОКА: Повторение изученного.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник 5-го класса “Русская словесность”. “От слова к словесности”. Р.И. Альбеткова; печатные материалы.

ХОД УРОКА

Материал для работы распечатан по одному экземпляру на каждую парту.

Учащиеся записывают в тетрадь число и тему.

Комментарии:

Примеры для каждого распечатаны отдельно, указан номер задания. Ребятам предлагается определить, какой из предложенных вариантов является текстом и доказать почему. Данный урок является повторением изученного, поэтому учащимися должно быть усвоено, что такое текст. Они должны уметь определять тему текста и основную мысль.

Материал для работы по повторению:

Смотреть распечатанный материал, задание 1.

Задание 1

А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов)

В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.

С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.

Вопросы для беседы:

— Что из предложенных примеров является текстом? Почему?

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

— наличие группы предложений;
— смысловая связность;
— единство темы, предмета речи;
— наличие основной мысли и ее развитие;
— структурная связность.

Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

-Сопоставьте отдельное предложение и текст. В чем его преимущество?

Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –

обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое.

— Любая ли группа предложений будет текстом?

Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое.

Из предложенных примеров текстом является : “Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)”

Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.

— Определить тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были

М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.

Тема – дети войны.

Основная мысль – дружба помогла ребятам пережить все трудности.

Тему и основную мысль предложенного текста ребята записывают в тетради.

— За счет чего обеспечивается развитие основной мысли?

Ребята отвечают, что каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то информацию. Отталкиваясь от “данного”, сообщаем “новое”.

— Определите “данное” и “новое” в предложенном тексте.

— Давайте вспомним, что означает в предложении “данное”, а что “новое”?

“Новое” — основное сообщение.

“Данное” — служит для связи предложений в тексте. В нем повторяется часть предыдущего высказывания.

Вывод: Предложения в тексте связаны по смыслу. Если в первом предложении высказывается какая-то мысль, то в последующих она развивается, уточняется, развивается. Для выражения смысловых связей между предложениями существуют грамматические способы связи. Следующее задание направлено на то, чтобы учащиеся могли самостоятельно определить способ связи предложений в тексте, начертить его схему.

Задание выполняется учащимися письменно. Необходимо смотреть распечатанный материал, задание 2.

Задание 2

2. Почти всю ночь не спал Жилин. (…). Видит – в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть. Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее…

Учащиеся подчеркивают грамматическую основу, определяют “данное” и “новое” в тексте. После этого они делают вывод о последовательной связи, так как каждое следующее предложение сообщает нечто новое по сравнению с предыдущим, при этом в нем повторяется слово из предыдущего предложения. Вместо слова могут быть употреблены местоимения, синонимы. Подлежащее может быть вообще опущено, но легко восстанавливаться из предыдущего предложения.

Итак, это последовательная связь.

— Требуется ли во втором предложении присутствие подлежащего?

— Нет, потому что оно легко восстанавливается из предыдущего предложения. Подлежащее подсказано формой глагола.

Смотреть распечатанный материал. Задание 3.

Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны. Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.

Учащиеся восстанавливают строки, определяют способ связи предложений в тексте.

Задание 3

В окно, Зима, пора, недаром, Прошла, злится, стучится, ее,

Весна, со двора, гонит, И.

Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Строки, которые получились:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

— Определить тему стихотворения и его основную мысль. Подчеркнуть грамматические основы, определить способ связи предложений в тексте.

Это параллельная связь.

— Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

Автор использует олицетворение.

— Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?

И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. В этом и заключена идея стихотворения – показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.

Смотреть распечатанный материал. Задание 4.

Данное задание должно быть логическим завершением ко всему сказанному на уроке. Используя выбранный способ связи, учащиеся редактируют предложенный текст, осваивая на практике работу над речевыми ошибками.

Задание 4

Текст: Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. На иллюстрации изображен Буратино. На иллюстрации Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. Буратино очень рад подарку. Подарок поможет ему открыть тайну заветной дверцы.

Какой из предложенных способов связи предложений в тексте вы выберете?

— В чем ошибка автора сочинения?

Мы выбираем последовательную связь, так как повторяющиеся слова могут быть заменены местоимениями, синонимами.

Учащиеся зачитывают исправленный вариант.

-Какова же роль различных способов связи при анализе текстов художественного произведения?

При чтении художественного произведения очень важно видеть сопоставление и противопоставление слов и выражений, проследить, как каждое последующее предложение раскрывает и дополняет смысл предыдущего, сообщает нечто новое. Всё это помогает выразить и раскрыть основную идею произведения, а также нарисовать красочную картину. Словно невидимой паутиной, автор так искусно сплетает слова и выражения, что мы не перестаем удивляться писательскому мастерству. Раскрыть все тайны этого мастерства помогают нам уроки словесности, которые учат нас не бояться творить, раскрывают секрет каждого слова и учат волшебству словесного творчества.

Урок русского языка в 5 классе.»Данное» и «новое». Способы связи предложений в тексте.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_dannoe_i_novoe_5_klass_.docx 17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Перми

Праздничных Татьяна Борисовна

Урок русского языка в 5 классе.»Данное» и «новое». Способы связи предложений в тексте .

Урок развития речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебник М.М.Разумовской «Русский язык.5 класс»- М.: Дрофа,2012

I Познакомить с понятиями «Данное» и «новое».Помочь открыть способы связи предложений- последовательный и параллельный-и определять их в текстах.

II Создать условия для поиска решения проблемы; развивать умение анализировать, сравнивать работать по аналогии; развивать навыки работы с текстом

III Воспитывать интерес к предмету с помощью решения проблемных заданий; воспитывать умение слушать и грамотно говорить

1. Формировать умение находить текст по определённым признакам.

2.Сформировать понятия «данное» и «новое», научить определять их в тексте.

3.Познакомить с 2 способами связи предложений в тексте через сопоставление схем.

4. Закрепить изученный материал с помощью упражнений

Ребята работают с карточкой.

Задание: найдите текст и объясните свой выбор. (Окажется, что напечатано 2 текста). Работа с первым текстом:

-Проследим за развитием мысли. Определим данное и новое.(. ). Разве не знаете? Тогда назовите способы связи предложений в этих текстах. Почему не справились с заданием? -Определите тему урока. -Поставьте цель: чему должны научиться на уроке?

3. Формирование новых понятий и способов действий

Коллективная работа с 1 текстом:

-О чем говорится в 1 предложении?(ответы детей) Мы об этом узнаём от автора.

-Читаем 2 предложение. Есть ли знакомая информация? Откуда известна? Что нового узнаем о ней?

Анализ следующего предложения(по аналогии)

-Итак, что хранится в данном?( В данном хранится то, о чем говорится в предыдущем предложении)

-Я получила ответ на заданный мной вопрос. Какой вопрос вы бы задали?( Что хранится в «новом»?) -Ответьте на заданный вопрос.

-Соотнесите наши выводы с правилом в учебнике(стр.220)

— Можно ли иначе записать первый текст?(Да, схемой)

Самостоятельная работа над созданием схемы. Записи у доски выполняют 2 человека , объясняют написанное.

-Кто так же рассуждал? А кто иначе?

-Как называется этот способ связи?( . )

-Почему вы не дали ответ?(не знаем тему)

-Определим работает ли схема 1 текста на 2 тексте?

Самостоятельная работа в группах (по аналогии) : определение данного и нового.

Вывод(схема не подходит, т.к. данное одно и то же)

-Запишите этот текст с помощью схем.

Итак, схемы показали нам 2 способа связи предложений в тексте. Как их можно назвать?(предположения детей)

-Итак, сколько способов существует? Как назвали?(познакомились с последовательной и параллельной связями).

4. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях

-упр. 649,650- схемы

5. Итог урока. Рефлексия

-Восстановить деформированный текст и определить способ связи (карточка 2)

Нарисуйте 100-балльную шкалу и отметьте уровень усвоения материала: 0%- не понял тему, 50%-80%-тема усвоена, но объяснить не смогу, 90-100%- тема понятна,могу объяснить другим.

Задание: из данных записей найдите текст. Определите «новое» и «данное».

1. Бобровый заповедник.

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.(Г.Снегирёв)

2. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрыта земля. Далеко видны во ржи голубые и синие васильки.

3.Нам с Сережей папа привёз из пустыни черепашонка. Назвали черепашонка Кроха. Панцирь у него был мягкий, коготки на запятые похожи. Голова, лапы и хвост- в чешуйках. И весь он на Сережиной ладони помещается.

Задание: из данных предложений составьте текст, определите способ связи.

  1. И песок в пустыне как волны.
  2. Пустыня как море, только вместо воды песок.
  3. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
  4. Волны песка называются барханами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 9 классе по теме «Сложносочиненные предлжения».

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват.

Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического .

Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического .

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.

Урок русского языка 9 класс. Тема «Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе».

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только ч.

Источник: start-365

Добавить комментарий