Понятие факторинга

Сегодня, в данной статье, мы затронем такую тему, как факторинг.

Оглавление:

  • Что такое факторинг?
  • Виды факторинга
  • Факторинг и форфейтинг
  • Что нужно учитывать, готовясь к факторинговой сделке
  • Преимущества факторинга

Организовать и развить бизнес сегодня практически невозможно без дополнительных финансовых вливаний. Самое распространенное финансирование в бизнесе – инвестирование, основанное на кредитовании. Одной из стремительно развивающихся схем кредитования является факторинг, основанный не на инвестировании, а на финансировании текущих доходов бизнеса. Услуги факторинга включают в себя обслуживание клиента в комплексе и подходят для небольших организаций, находящихся на начальных этапах развития. к оглавлению ↑

Что такое факторинг?

Понятие факторинга являет собой форму предоставления кредита, выдаваемого под совершенные продажи, полученные товары, предоставленные услуги. Допустим, некая компания желает приобрести товар, но в данный момент не имеет на это необходимых финансов. Тогда она вправе заключить договор факторинга с банком, который оплатит покупки и получит отсрочку в платеже. Всего стандартная схема факторинга вмещает 3 стороны:

  1. Поставщик – организация, у которой планируется закупать товары/услуги;
  2. Покупатель – сторона, желающая сотрудничать с поставщиком, но нуждающаяся в финансировании;
  3. Факто́р – организация, практикующая факторинг, и предоставляющая кредит для сотрудничества покупателя и поставщика.

Международный факторинг объединяет поставщиков и покупателей, территориально располагающихся в разных государствах.

Факторинг позволяет покупателю и поставщику снизить риски, возникающие при кредитовании без привлечения факто́ра. Банки и факторинговые компании не требуют предоставления гарантий на сделки, внесения залога, процентные ставки ниже, чем в стандартном кредитовании – что в совокупности делает факторинг еще более привлекательным. Еще один бонус факторингового кредитования – длительные сроки возмещения займов, дающие отсрочку покупателю.

В мире современный факторинг обзавелся невероятной популярностью по целому ряду причин:

  • Учет интересов всех участников сделки. Поставщик хочет побыстрее продать товары и получить оплату, покупатель хочет отсрочить момент оплаты, а факто́р поддерживает баланс между этими сторонами, давая им обеим желаемое – в этом состоит сущность факторинга.
  • Схема факторинга удобна при экономической нестабильности в компании – ведь кредит не потребует поиска поручителей и наличия гарантий.
  • При отсутствии предыдущего опыта сотрудничества у покупателя и поставщика, растет уровень доверия, если используется факторинг.
  • Договор международного факторинга не редко играет на руку недобросовестным участникам сделки, играющим на различиях в законах разных стран.
  • Хлопоты по взысканию долга с покупателя снимаются с поставщика и переходят к посреднику.

Преимущества факторинга очевидны, что продвигает популярность этой системы кредитования, предоставляя банкам все больше новых клиентов среди организаций малого и среднего бизнеса. к оглавлению ↑

Виды факторинга

Современный факторинг изменяется, подстраиваясь под нужды клиентов, образует новые схемы. Виды факторинга разнообразны, позволяют учитывать интересы всех сторон сделки, но в разной степени. Клиенту нужно выбрать подходящий, а затем получить кредит:

  1. Факторинг с регрессом – популярная форма кредитования, предполагающая некоторое снижение риска для факто́ра. Такой договор факторинга принято считать классическим. Факто́р оплачивает товар покупателя на 90%, а после ожидает возмещения. После окончания срока ожидания, факторинг с регрессом позволяет факто́ру запросить средства у клиента. После получения всей суммы по договору, факто́р перечисляет остаток – 10% на счет поставщика и сделка считается завершенной. Если взыскание долга проваливается, кредитор вправе переложить долг назад на поставщика. По этой причине факторинг с регрессом сводит риски кредитора к возможному минимуму, используется в основном при работе с клиентами, обладающими положительной кредитной репутацией у факто́ра. Факторинг с регрессом удобен для кредитных организаций, но оставляет некоторое неудобство поставщику – после определенного срока взыскивать долг ему, возможно, придется самостоятельно.
  2. Вторая схема факторинга – с отсутствием регрессивной возможности. В отличие от первого варианта, все риски ложатся только на плечи факто́ра, а поставщик останется в стороне, просто получая свой доход сразу после поставки товара, затем, после взыскания всей суммы долга. Факторинг без регресса облагается высокими процентными ставками для оплаты рисков факто́ра. Используется преимущественно в сделках, где поставщик и покупатель сотрудничают впервые.
  3. Внутренний факторинг подразумевает одинаковое гражданство у участников сделки, ограничивается пределами одной страны.
  4. Международный факторинг затрагивает клиентов и факто́ров, являющихся гражданами разных стран. Характеризуется наличием двух факто́ров при заключении сделки – каждый предоставляет свою сторону. Распространено также такое понятие, как экспортный факторинг, при котором в сделке участвуют товары, продающиеся из одной страны в другую. Современный факторинг в РФ редко выходит на мировую арену, развиваясь в основном только в пределах страны.
  5. Открытый факторинг подразумевает информированность всех сторон сделки об их существовании. При этой схеме должник ставится в известность о том, что его задолженность оплачена посредником – факто́ром, как и о сроках выплаты, процентной ставке и т.д. Он полностью прозрачен для всех участников.
  6. Закрытый факторинг, напротив, оставляет наличие факто́ра в сделке в тени. Сущность факторинга закрытого типа заключается в том, что покупатель не знает о перепродаже своей задолженности, полагая, что должен перечислить средства поставщику.
  7. Реверсивный факторинг – одна из молодых схем кредитования, обладающая рядом особенностей. Одно из главных отличий от обычных факторинг-схем заключается в том, что клиентом факто́ра становится не поставщик, а покупатель, ищущий значительной отсрочки по выплате. Реверсивный факторинг предоставляет значительный срок взыскания долга, при этом поставщик получает свою оплату в стандартном режиме, оставаясь удовлетворенным сделкой. Факторинг с реверсией имеет несколько названий – обратный, или закупочный факторинг.

Таковы основные виды факторинга, практикующиеся и в России, и во всем мире. к оглавлению ↑

Факторинг и форфейтинг

Существует аналогичная система кредитования под дебиторские задолженности – форфейтинг. Чтобы сравнить факторинг и форфейтинг, и выбрать, какая схема подходит организации, требуется разобраться в определениях и сравнить основные принципы заключения сделок при обеих схемах.

Факторинг основан на помощи в реализации товаров, услуг с отсрочкой платежа. Факто́р способен сложить с себя риски и при уклонении покупателя от выплаты переложить долг обратно на поставщика.

Форфейтинг обеспечивает полную защиту поставщика, а все риски перекладываются на плечи форфейтера. Кредитор выкупает задолженности не только по поставкам, но и любые другие крупного размера, от 1 млн. руб.

Основные различия кредитных схем:

  • Факторинг позволяет снизить риск по кредиту, оставляя за кредитором право вернуть долг поставщику, форфейтер полностью берет риски на себя.
  • Длительность возврата долга при форфейтинге – несколько лет, факторинг допускает срок возмещения задолженности не более полугода.
  • Форфейтинговые сделки предполагают полное возмещение задолженности поставщику, факторинг допускает возмещение в 60-90% от задолженности при заморозке остатка долга до момента возврата средств от должника.
  • Никакие виды факторингане позволяют передавать долговые обязательства, форфейтинговые задолженности могут перепродаваться между кредиторами несколько раз.

к оглавлению ↑

Что нужно учитывать, готовясь к факторинговой сделке

Чтобы использовать функции факторинга с максимальной пользой для себя, клиент может дополнительно обратить внимание на несколько факторов, существенно влияющих на рентабельность сделок.

При подготовке к сделке с поставщиком и выборе факторинг-кредитования, важно правильно выбрать факто́ра. По закону, финансовым агентом в сделке способна выступить любая кредитная коммерческая организация. Банковский факторинг особенно распространен, так как банк обычно является структурой, имеющей достаточно средств для выдачи кредита. Перед заключением сделки желательно ознакомиться с рейтингом кредитора на факторинг-рынке для исключения риска у поставщика и покупателя.

Еще большую значимость имеет репутация факто́ра при международных сделках. Чем выше доверие к кредитору – тем больше вероятность успешного кредитования. При сотрудничестве с крупными факто́рами, имеющими стабильно положительные отзывы, даже международные сделки позволительно заключать без привлечения дополнительных кредиторов. к оглавлению ↑

Преимущества факторинга

Факторинг, хотя и находится еще на стадии развития в РФ, имеет ряд неоспоримых преимуществ для каждой из сторон, принимающих участие в сделке. Преимущества факторинга:

  • Поставщику факторинг удобен тем, что он получает почти всю сумму задолженности сразу. Отпадает необходимость ожидать выплат от покупателя, зато увеличивается денежный оборот в компании.
  • Покупатель получает нужный товар для реализации, дополнительно имея к тому же отсрочку по выплате. Факторинг не требует залога и гарантий, подходит для малых организаций.
  • Факто́ру достается вознаграждение в виде комиссий и процентов по кредиту. Факторинг длится меньше, чем многие другие сделки по кредитам, улучшая финансовое состояние кредитной организации.
  • Скорость рассмотрения и подписания факторинг-сделок намного выше, чем при других схемах кредитования. Длительным бывает лишь ожидание составления юридически верного договора, увеличивающегося из-за большего, чем обычно, числа сторон-участников.

Факторинг прочно обосновался в кредитной системе в мире и в России. Гибкая схема кредитования, выплат и видов предоставления средств позволяет обращаться к факто́рам руководству даже небольших организаций со скромным бюджетом. По сути, факторинг является выкупом долга одной организации перед другой. Факторинг несомненно увеличивает возможности к развитию у малого и среднего бизнеса, а также выгоден всем сторонам сделки, так как учитывает интересы участников.

Источник: business-poisk.com

Добавить комментарий