Франшиза – обман или нет?

Ответ: франшиза – не обман. А почему это так – читайте в нашей статье.

В 2022 году продажа франшизы – один из самых популярных способов начать бизнес предпринимателю без опыта. Рекламы франчайзинга достаточно на любых ресурсах – от профильных каталогов до социальных сетей.

Что такое франшиза простыми словами

Но, как и везде, в сфере франчайзинга есть место мошенникам и предпринимателям, желающим заработать любыми доступными средствами. В том числе обманом. Чем популярнее становится франчайзинг, тем больше о нём говорят, и тем больше неприятных примеров «всплывает». Разберёмся почему так происходит.

Где обман во франчайзинге?

Франшиза как явление обманом не является. Это удобный инструмент, который позволяет развиваться компании, а сторонним предпринимателям пользоваться готовыми концепциями. Так откуда появляются сообщения обманутых?

Лжефраншизы и однодневки. Настоящие мошеннические схемы в прямом смысле слова. Суть их работы – убеждать людей вносить паушальный взнос за то, что на самом деле предоставлено не будет. И исчезать. Встречаются редко. В основном в эконом-сегменте.

Паушальный взнос – это

Как избежать? Единственный способ – быть максимально внимательным и изучать всю имеющуюся информацию. Как правило, о таких фирмах пишут мало, отзывов о них настоящих нет. Потому что мошенник исчезает с полученными деньгами. 

Слабая франшиза. По сути, это не обман, а непрофессионализм. Компания успешно развивается у себя в городе, имеет стабильную и высокую чистую прибыль. И на этом этапе руководители считают, что также будет везде. Как итог – анализ рынка не проводится, конкуренты, уровень жизни и потребности населения не учитываются, ожидания с реальностью не совпадают, франчайзи терпят неудачу, следуя вроде бы проверенной схеме работы.

К этим же случаям относится:

  • Плохо упакованное предложение. Не проработано взаимодействие с франчайзи
  • Несоответствие рекламных обещаний реальным условиям и требованиям
  • Неграмотно составленный договор
  • Медленная работа франчайзера по поддержке партнёра

Как избежать? Оценивать франчайзинговое предложение, договор, заявления представителей компании, быть внимательным.

Завышенные ожидания франчайзи. Человек без опыта находит интересное предложение, платит вступительный взнос, вкладывается в запуск и ожидает, что на этом вся его работа закончена. Остаётся ждать прибыли. В реальности — это инструмент. И если им не пользоваться, то никакого результата не будет. Трудиться, вкладывать время, деньги и силы здесь нужно не меньше, чем в обычном бизнесе с нуля. Как итог – разочарование и уничижительные посты в интернете. Хотя обмана никакого не было.

Как избежать? Не ожидать чуда, иметь чёткое представление, что и когда от вас потребуется для достижения результата. А также обсудить с франчайзером сам возможный результат, его объём и время достижения.

Все три пункта являются распространёнными причинами появления обсуждений в интернете. Хотя только в одном из них присутствует настоящее мошенничество.

Откуда берутся негативные отзывы о франшизах?

Негативных отзывов всегда будет больше, чем позитивных. Просто, потому что о неудачах люди рассказывают и читают с большим желанием, чем об успехах. Если вы купили франшизу, и у вас всё хорошо, времени думать о размещении положительной оценки в интернете у вас не будет.

Причины появления отрицательных отзывов:

  • Мошенничество со стороны франчайзера
  • Неудачный запуск дела
  • Нездоровое поведение со стороны конкурентов
  • Не основанное на фактах мнение обывателя, что то, что фирма предлагает, можно получить бесплатно и легко, и платить за это нельзя.
  • Мошеннические действия отдельных интернет-ресурсов

Существуют порталы, которые намерено размещают о франшизе недостоверную информацию с негативной оценкой, а потом выманивают у франчайзера деньги за то, чтобы эта информация была удалена. К сожалению, некоторые готовы платить для сохранности репутации. В итоге

Причины появления положительных отзывов:

  • После достижения успеха, франчайзер попросит написать похвалу
  • Реклама

Вывод: отзывы о франшизе в интернете не должны быть решающим фактором при выборе. Но исключать их из оценки также нельзя. Совет – видя мнение, постарайтесь разобраться, на чём оно основано, что отвечает на него сам франчайзер и стоит ли принимать его во внимание.

Почему бывает неудачный запуск бизнеса по франшизе

Причины всегда такие же, как и в обычном бизнесе – неверно подобранное помещение, неэффективная реклама, продукт, на который нет спроса, недостаточный анализ конкурентов, цен, спроса, потребностей и т.д.

Франшиза – это инструмент, который позволяет избежать некоторых ошибок, использовать опыт, бренд, запатентованные технологии, но не волшебная таблетка, делающая из вас предпринимателя с прибылью.

Но когда случается неудача, франчайзи склонен винить в этом головную компанию. Когда случается неудачный бизнесе с нуля, винить кого-то конкретного сложно. А себя – неинтересно.

Советы тем, кто покупает франшизу как избежать обмана

  • Изучайте компанию. Не ограничивайтесь тем, что представлено в рекламе.
  • Не доверяйте слепо оценкам. Разберитесь в настоящей причине неудачи и узнайте, что думает об этом сам франчайзер.
  • Не ждите от франчайзинга больше, чем он может дать. Всегда помните, что нужно будет работать.
  • Внимательно изучайте договор франчайзинга и соотносите с тем, что говорил франчайзер.

Итог

Настоящего мошенничества во франчайзинге не больше, чем в любой другой сфере. Репутация брендов страдает от множества негативных отзывов. Но формируются они, в том числе, и по причинам, с обманом никак не связанным. Чтобы не попасть в ловушку, критично относитесь к любой информации.

Автор статьи:

Евгений Звягин

Источник: businessmens.ru

Добавить комментарий