10 шокирующих фильмов, которые могут повлиять на восприятие мира. На грани дозволенного

На грани дозволенного 10 шокирующих фильмов, которые могут повлиять на восприятие мира
На грани дозволенного

Нередко творцы балансируют на лезвии бритвы – в попытках добиться от зрителя сопереживания они бьют его наотмашь и погружают в пучину действия, которая может навредить психике. Мы собрали для вас подборку таких «резких» и не стесняющихся в киноязыке шедевров – значимых и очень сильных картин, оцененных уже впоследствии. На старте же проката произведения заслужили неоднозначные оценки критики и зрителей, или запреты в ряде стран. Итак – «кино 18+».

10. мама! / mother! (2017)

Даррен Аронофски любит пройтись по грани и довести зрителя до исступления – но в случае с лентой «мама!» режиссер превзошел сам себя. Собрав блестящий актерский ансамбль (Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер), он нарисовал гротескную аллюзию на библейский сюжет – вообще не стесняясь ни в выражениях, ни в средствах воздействия на зрителя. Безмятежную жизнь супругов нарушают незваные гости, далее всё катится по наклонной (или идет по циклу?), а шокирующий финал картины действительно сложно вынести. Еще сложнее понять, что же хотел сказать маэстро; тем не менее, картина навсегда врезается в память – её шокирующий язык каленым железом выжигает отпечаток в памяти.

9. Экстаз / Climax (2018)

Да-да от Гаспара Ноэ в рейтинг войдет не банальная «Необратимость» (сюжета которой хватит лишь на короткометражку), а «Экстаз» с Софие Бутеллой и Роменом Гийермиком в главных ролях. Это куда более сложное произведение закручивает пружину действия с каждой минутой и погружает зрителя в настоящий транс. Прощальная вечеринка выпускников академии современного танца (срежиссирован был только начальный танец, всё остальное показанное в ленте – импровизация) превращается в болезненную эйфорию – состояния людей в картине переданы гиперреалистично, а чудовищная развязка вполне способна довести до нервного срыва. На первых показах многие зрители покидали залы.

8. Клык / Kynodontas (2009)

Настоящее безумие от Йоргоса Лантимоса – «Клык» с Кристосом Стергиоглоу и Мишель Вэлли не похож ни на какое другое кино. Герметичное существование семьи, скрывшейся за огромным забором и полностью изолировавшей себя от мира (даже пролетающие самолеты герои называют игрушечными, а изъясняются на своем собственном наречии). Идиллия нарушается, когда единственного человека, который вхож в дом извне, Кристину, сводят со старшим сыном – тогда это болезненный мир начинает трещать по швам и превращается в кровавую баню.

7. Бивень / Tusk (2014)

Кевин Смит сначала создавал подкасты на эту шизофреничную тему, после проводил голосования среди фанатов – надо ли снять такое кино. Увы и ах, на выходе маэстро получил тонну «помидоров» и бегство людей из кинотеатров – концентрированное уродство (синтез человека с моржом) мало кого привлекло. С позиции сегодняшнего дня нельзя не отнять режиссерской смелости – этот дикий трип о поисках серийного убийцы с Майклом Парксом и Джастином Лонгом, конечно, многое потерял от отказа Квентина Тарантино снятся в главной роли, но и в таком виде кажется примером гротеска.

6. Нимфоманка / Nymphomaniac (2013)

Самый «смелый» фильм Ларса фон Триера – пять с лишним часов поисков себя, разбитых на две части. Критики во мнениях разошлись, кто-то хвалил автора за отсутствие сантиментов и яркость подачи, кто-то ругал за монотонность повествования. Зрители, также, в сильном восторге не остались – обещанная «клубничка» выглядела на экране весьма мерзко, словно режиссер задумал читать морали, а посыл картины так и остался непонятым. Снимись в главной роли Николь Кидман, как и было изначально задумано, быть может, ленту бы ждал более теплый прием – а так она осталась в памяти «шок-экспериментом», хоть и весьма мастерским. С сюжетом Триер работать умеет – и держать в напряжении тоже.

5. Сырое / Raw (2016)

Атака на современные нормы от Джулии Дюкорно – на премьерных показах люди падали в обмороки, а число разгневанных отзывов зашкаливало. Итак, обучающая в ветеринарной школе вегетарианка следует традиции заведения – исполняет ритуал поедания сырого мяса. Увы и ах – это пробуждает в ней настоящую «жажду плоти», так что, дальнейшие события кажутся филиалом ада на Земле.

4. Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi (1972)

Всю свою мощь Бернардо Бертолуччи в «Последнем танго в Париже» сконцентрировал на ощущении ускользающей красоты и времени, которое не щадит никого. Тандем Марлона Брандо и Марии Шнайдер на экране излучает настоящую «химию», но на деле актриса пережила серьезнейшую психологическую травму на площадке, а Марлон Брандо после выхода ленты перестал общаться с Бертолуччи. Ровно такие же ощущения может получить зритель к финалу саги – при всей своей аскетичной сюжета «паровой каток» удался на славу. Ну а про сцены страсти уже сказано столько, что добавить или убавить к этому нечего.

3. Забавные игры / Funny Games (1997)

Манипулятивный шедевр Михаэля Ханеке. «Забавные игры» изобилуют ружьями, развешенными на стенах – они стреляют точно в нужный момент и к финалу доводят до истерики. Это холодное, отстраненное повествование о конфликте семьи и молодых «отморозков» демонстрирует звериную жестокость – но куда страшнее оно оказывается с психологической стороны. На пресс-показах из зала выходили даже именитые режиссеры, сочтя показанное в картине переходящим все границы дозволенного.

2. Дьяволы / The Devils (1971)

Забаненный во многих странах фильм Кена Рассела – наглядное описание человеческих пороков. Пронзенное ужасом полотно с Ванессой Редгрейв и Оливером Ридом яростно нарушает все каноны и запреты – Людовик XIII, кардинал Ришелье и другие известные фигуры играют в свои игры на фоне войны католиков с гугенотами, постепенно теряя все человечески черты и превращаясь в какие-то дикие клубки страстей. Если вы хотите испытать настоящий ужас – добро пожаловать.

1. Убийство священного оленя / The Killing of a Sacred Deer (2017)

Йоргос Лантимос, вроде бы, и не заливает экран реками крови – но к финалу «Убийство священного оленя» буквально выворачивает зрителя наизнанку. Психологическая игра в картине выстроена отменно, Колин Фаррелл и Николь Кидман блистают в своих ролях, а смоделированное из древнегреческого мифа о царе Агамемноне произведение предлагает уникальный накал страстей. Жизнь семейства кардиохирурга Стивена летит под откос, но принять правду, почему это происходит, герой не в силах.

Борис Миленский

23 марта 2021 года

Источник: hi-fi.ru

Добавить комментарий