В погоне за диагональю – реально большая картинка у вас дома – Что предпочесть – телевизор или проектор?

Что предпочесть – телевизор или проектор?

Серьезный размер изображения в вашей домашней AV-системе – это вовсе не фетиш, и не атрибут эксклюзивности решения и успешности хозяина. А огромные экраны IMAX в коммерческих кинотеатрах устанавливают вовсе не для того, чтобы большему числу зрителей «было хорошо видно». Только действительно крупная картинка может обеспечить достаточное покрытие поля зрения, чтобы у зрителя сформировался тот самый эффект присутствия и погружения в действие, которого пытаются добиться авторы фильмов и телепрограмм. В пределе – стереть барьер, отделяющий вашу гостиную от удивительного мира по ту сторону экрана, заменить замочную скважину на распахнутое окно. Можно ли этого добиться в обычном современном жилище? Давайте разбираться.

Для начала необходимо определить, какое изображение можно отнести к «крупному». Ещё совсем недавно для средних размеров комнат городских квартир большим считался экран с диагональю 60-65 дюймов – именно этим порогом ограничивались размеры плоскопанельных телевизоров массового производства. При этом, чтобы обеспечить схожее с кинотеатральным впечатлением от просмотра, нужно смотреть такой телевизор с расстояния 1,5 – 2 метра, что реализовывалось нечасто. То есть, абстрагируясь от реалий производства телевизоров, можно признать, что экран с диагональю 65 дюймов сегодня уже не может обеспечить крупную картинку.

Минимальным размером диагонали экрана для домашнего кинотеатра и развлекательной системы в наше время можно признать 75-80 дюймов. Впрочем, практически все топовые модели телевизоров крупных производителей как раз и оснащаются панелями такого размера, а для проекторов это фактически «стартовое» значение диагонали. Но, послушайте, если телевизоры «заканчиваются» там, где «начинаются» проекторы, то не является ли очевидным выбор устройства отображения для вашей AV-системы в пользу последних? Ведь для проектора экран размером 100 – 130 дюймов норма, и совсем не предел, а телевизоры с подобными экранами пока существуют лишь в виде прототипов. Забегая вперед – нет, выбор здесь совсем не очевиден.

Дело в том, что телевизоры и проекторы используют разные принципы формирования изображения, которые во многом определяют специфику установки и эксплуатации этих устройств, и, как следствие, возможные сценарии их применения. Главное отличие заключается в том, что картинку с экрана телевизора мы воспринимаем в прямом свете, а при проекции наш глаз фиксирует отраженные от экрана лучи. Казалось бы, какая разница? А разница огромная. Для телевизора намного менее критична проблема внешней засветки, поскольку прямой свет по интенсивности превалирует над паразитным. Исключение составляют случаи попыток просмотра телепрограмм в залитой прямым ярким солнечным светом комнате, но проектор в таких условиях вообще окажется бессилен. Помещение с отличной соляризацией погожим летним (или ясным зимним) днём менее всего приспособлено для просмотра видео в принципе.

Но не будем о крайностях – в большинстве случаев на окнах есть как минимум шторы, да и прямое солнце не такой частый гость в домах, особенно в наших широтах. А в обычных условиях просмотр телевизора не требует никаких дополнительных мер по затемнению помещения, более того, чтобы не переутомлять глаза телевизор не стоит смотреть в полной темноте – лучше использовать мягкую боковую засветку – не слишком яркий торшер или бра будут оптимальны, но и при включенном верхнем свете или дневном из окон картинка будет оставаться яркой и сочной.

Иное дело проектор. В отличие от телевизора, здесь мы воспринимаем картинку в отраженном от экрана свете, и любая, даже самая незначительная внешняя засветка будет также отражаться от экрана и подмешиваться к «полезному» световому потоку, снижая качество изображения. К примеру, по этой причине без полного затемнения в проекционной системе практически невозможно достичь качественного отображения чёрного цвета, а значит страдает общая контрастность картинки со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

В идеале, чтобы получить от проектора яркое, объемное и сочное изображение, нужно не просто обеспечить полную темноту в комнате, но и минимизировать вторичную засветку от самого проектора, когда световой поток от объектива попадает на экран не напрямую, а отразившись от стен и потолка. Другими словами, отделать стены и потолок материалами, не отражающими свет, то есть, фактически создать дома обстановку настоящего кинозала. В серьезных инсталляциях домашних кинотеатров именно так и поступают, но в большинстве случаев AV-система размещается в обычной жилой зоне, где подобные условия создать затруднительно.

Кроме того, если для просмотра кино такие условия, позволяющие полностью концентрироваться на происходящем на экране, подходят идеально, то телешоу, новости и спортивные трансляции хотелось бы иметь возможность смотреть, к примеру, за ужином, что плохо сочетается с полным затемнением.

Идем далее. Телевизор никак не ограничивает свободу передвижения зрителей по комнате в процессе просмотра, при том, что в классической проекционной системе с длиннофокусной оптикой попасть в «рабочую» зону проектора, перекрыв часть изображения, достаточно просто. Чтобы не мешать другим зрителям лучше в процессе просмотра сидеть на месте.

Ну и, наконец, если сравнивать телевизор с классическим проектором, то последний установить значительно сложнее. Кроме упомянутых выше мер по затемнению помещения, необходимо найти подходящее место не только для проекционного экрана, но и для самого проектора. Причем, лучшим вариантом будет расположение аппарата с длиннофокусной оптикой под потолком, что бывает не так просто организовать. Кроме того, нужно будет обеспечить трансляцию контента от стойки с аппаратурой к проектору, что, как правило, связано с прокладкой кабеля HDMI большой длины. Телевизор же достаточно поставить на тумбу или подвесить на кронштейн и подключить не слишком длинным кабелем к источнику или домашней компьютерной сети.

И что же? Отказываться от огромной картинки во всю стену ради удобства и простоты инсталляции? Совершенно не обязательно. Производители проекционной техники сегодня предлагают варианты, занимающие промежуточное положение между телевизорами и классическими проекторами, совмещающие преимущества тех и других устройств отображения. Чтобы приблизить функционал и эргономику проекционных систем к телевизорам, нужно обеспечить высокий световой поток, который позволит обойтись без полного затемнения, а также использовать ультракороткофокусную оптическую систему для возможности размещения проектора в непосредственной близости от экрана, чтобы исключить попадание зрителей в рабочую зону проекции и упростить инсталляцию, о чём мы упоминали выше.

Компания Samsung сегодня предлагает решения, базирующиеся на любой из описанных технологий. Телевизоры Samsung давно и прочно занимают лидирующие позиции в своем сегменте, а инновационные технологии формирования изображения QLED и совсем свежая – microLED, обеспечивают непревзойденное качество изображения на действительно больших экранах. В проекционных технологиях новинки сезона 2021 года – лазерные ультракороткофокусные проекторы The Premiere, представленные весной, находятся на стыке телевизионных и проекционных подходов в формировании больших изображений в домашних условиях, сочетая в себе преимущества тех и других. Сегодня в серию The Premiere входят две модели – LSP9T и LSP7T. Оба проектора формируют изображение с разрешением 4K (3 840 х 2 160 точек) и используют не привычную ртутную лампу высокого давления, а лазерные источники света, которые обеспечивают когерентность излучения (постоянство во времени разности фаз составляющих излучение волн в пространстве).

Благодаря применению лазера удается получить изображение с более насыщенными и натуральными цветами. Другим преимуществом лазерного источника света по сравнению с проекционными лампами стало практически полное отсутствие инерции, что позволяет оперативно управлять световым потоком, например, для увеличения контрастности изображения – в проекторах с лампой для этой цели применяли динамическую диафрагму объектива. И, наконец, важным преимуществом лазерного источника света в сравнении с проекционной лампой высокого давления стал ощутимо больший ресурс, сопоставимый с ресурсом панели обычного телевизора. Если для лампы в большинстве случаев ресурс составляет от 2 до 5 тысяч часов работы, то для лазерного источника проекторов Samsung The Premiere LSP9T и LSP7T этот параметр составляет внушительные 20 тысяч часов. Кроме прочего, в отличие от проекционной лампы, лазерные диоды быстрее выходят на рабочую яркость при включении питания и не требуют длительного охлаждения после выключения. То есть, включение и выключение проекторов The Premiere мало чем отличается от аналогичных манипуляций с телевизором.

В старшей модели Samsung The Premiere LSP9T впервые применены три лазерных источника: отдельные диоды для красного, зеленого и синего цветов, что обеспечивает практически референсную цветовую палитру, высочайшую яркость и контрастность изображения. В младшей модели LSP7T работает один лазерно-фосфорный источник на базе сборки синих лазерных диодов и фосфорного колеса, преобразующего синий свет в белый. Синий лазер был выбран в качестве базового, поскольку мощность лазерных диодов зависит от длины волны света – наибольшая интенсивность достигается в синем спектре излучения. Использование лазерных источников света обеспечило высокие световые потоки, достигающие 2 800 люмен у старшей модели и 2 200 у младшей. Такой уровень яркости вполне достаточен для просмотра видео в условиях мягкой фоновой подсветки.

Функционал классических проекторов в большинстве случаев ограничивается только демонстрацией видео, получаемого от внешнего источника. При этом, современный телевизор – это, как правило, достаточно продвинутый мультимедийный центр, имеющий на борту не только аналоговые и цифровые телевизионные тюнеры, а также видеопроигрыватели мультимедийных файлов, но и обладающие функционалом Smart TV, открывающим широкие возможности использования контента из Интернета.

Факт

Источник: hi-fi.ru

Добавить комментарий